- moscow.er.ru
- Новости
- Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о нарушениях на митингах
-
Написать письмо
- Добавить в избранное
Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о нарушениях на митингах
Депутаты Госдумы на пленарном заседании во вторник, 5 июня, рассмотрят во втором чтении законопроект об усилении ответственности за нарушения при организации и проведении публичных мероприятий.
Ко второму чтению законопроекта законодатели внесли более 400 поправок, часть из которых предлагается принять. В редакции проекта закона, подготовленной к 1 чтению, штраф за нарушения на массовых мероприятиях предлагалось поднять до 1,5 млн рублей – для должностных лиц. Планировалось, что для простых граждан штрафные санкции не должны были превышать 1 миллион.
Верхний порог штрафа ко второму чтению предлагается снизить до 500-600 тысяч рублей для организаторов массовых мероприятий и до 300 тысяч для участников. Вместе с тем планируется повысить нижний порог штрафа с 5 тысяч рублей до 20-30 тысяч.
Максимальные санкции могут накладываться за самые тяжелые нарушения закона: нанесения вреда здоровью и порче чужого имущества. Штраф также может налагаться за нарушения установленного порядка проведения массовых акций, блокирование движения транспорта, распитие алкоголя.
Организатор не будет нести ответственность за нарушения, если во время мероприятия он призывал к порядку и просил полицейских забрать провокаторов из толпы. В противном случае ему придется держать ответ за тот ущерб, который был во время беспорядков.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, в настоящее время законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях нацелено преимущественно на защиту прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий. В меньшей степени в нем предусматривается применение превентивных мер и санкций, направленных на стимулирование организаторов публичных мероприятий к уважительному отношению и соблюдению законных интересов граждан, которые в связи с проведением массовых мероприятий испытывают ограничение конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и т.д.
«Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов. Установленные КоАП РФ административные штрафы за нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ничтожны и неадекватны общественной опасности нарушений. Они также не являются превентивной мерой для лиц, совершающих правонарушения», - считают авторы законопроекта.
По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, никаких ограничений, связанных с правами человека, новый закон о штрафах не несет. «Но если в результате акций будет перекрыта трасса, блокирован автовокзал, то, конечно, необходимо принимать определенные меры. Город, его инфраструктура должны нормально функционировать», - отметил Плигин.
По его словам, планируется в дальнейшем продумать возможность более широкой работы общественных советов и советов наблюдателей для того, чтобы следить за практикой применения закона. «Общественные советы уже созданы при ГУВД. Что касается наблюдателей, то надо посмотреть на мировую практику и все обсудить. Мы будем отслеживать, как будет применяться проект закона. Участники акций в большинстве являются толерантными и законопослушными людьми. Поэтому новый закон не будет затрагивать их», - пояснил глава думского комитета.
Он заметил, что депутаты настроены на детальное обсуждение проекта закона. «В проект закона о повышении штрафов на массовых мероприятиях внесено около 400 поправок. Рассмотрение законопроекта во втором чтении начнется во вторник, 5 июня. Надеюсь, что эта инициатива будет принята», - сказал Плигин.
Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин, «праздник непослушания» на массовых акциях, на котором никто ни за что не отвечает, надо прекращать.
По словам парламентария, новый проект закона об увеличение штрафов на массовых мероприятиях необходим. «Мы должны массовые мероприятия, их проведение подводить под стандарты цивилизованных стран», - сказал он.
Вяткин заметил, что организаторы несут ответственность за нарушения на массовых мероприятиях при наличии вины. «Организаторы, если он видят нарушения, должны их предотвращать. В противном случае, им придется нести ответственность. За несчастные же случаи организаторы ответственности не несут», - отметил Вяткин.
По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, изменения в КоАП лежат в логике гуманизации административного законодательства. Суровые виды наказания вроде административного ареста заменены на более гуманные виды – штрафы и общественные работы.
Депутат напомнил, что еще при обсуждении законопроекта в первом чтении предлагалось понизить предлагаемую сумму штрафа. «Планка 300 тысяч рублей для физических лиц и 600 тысяч рублей для юридических, с одной стороны, не будет фатальной, с другой стороны, это более гуманное наказание, чем административный арест, - считает депутат. - При этом, данные цифры достаточны, чтобы остановить возможных провокаторов и людей, которые хотят сорвать мероприятие и поставить под угрозу жизнь и здоровье его участников и рядовых граждан. Удачно, что диапазон штрафов лежит в логике европейского опыта: штрафы сопоставимы с применяемыми в Европе, которые исчисляются тысячами или десятками тысяч долларов или евро».
Кроме того, добавил он, во всех развитых странах действует и запрет на ношение масок для демонстрантов, чтобы в случае возможных провокаций можно было выявить провокаторов с помощью видеосъемки, и наказать. Кроме того, необходимо и ограничение на участие в массовых акциях для людей с непогашенной судимостью и привлекавшихся к административному наказанию.
«Что касается несостоявшейся «итальянской забастовки» эсеров, изначально было понятно, что у них ничего не получится. Если бы Гудков и Пономарев направили свою энергию на подготовку поправок, которые были бы рассмотрены и приняты, думаю, с их стороны это была бы более эффективная деятельность, вместо того, чтобы собирать «бред», хотя даже и его они не насобирали. Провокация предсказуемо сорвалась. Сама практика работы, направленная на срыв обсуждения законопроекта, не имеет ничего общего с парламентской культурой. Поведение эсеров – предмет обсуждения на заседании Комиссии по депутатской этике. Потому что подобные факты подрывают авторитет института российского парламентаризма и авторитет депутатов в их парламентской деятельности», - заключил Бурматов.
Депутат Государственной Думы Роберт Шлегель, говоря о проекте законе, заметил, что оппозиция не должна оправдывать пролитие крови граждан на массовых акциях.
«То, как оппозиция реагирует на обсуждаемый законопроект, говорит о том, что он является эффективным. Я не понимая реакцию оппозиции на него. Я могу понять желание оппозиции поприсутствовать рядом с протестом, приобщиться к нему и показать свою оппозиционность, но не оправдания пролития крови россиян», - отметил депутат.
По его словам, необходимо определить были ли на «Марше миллионов» провокатор со стороны оппозиционных фракций. «Я не понимаю, почему представители «Справедливой России» пришли на заседание с белыми ленточками. Они что поддерживают то, что происходит?», - сказал Шлегель.
«Каждый должен для себя ответить на вопрос, готов ли он нести ответственность за кровь россиян, которая может пролиться на митингах», - заключил депутат.
Один из авторов проекта закона депутат Госдумы Александр Сидякин отметил, что законопроект направлен против превращения права на проведение на массовые акции в право на провокацию. «Новый проект закона своевременно отвечает на все вызовы. Мы, действительно, повышаем штрафы. Но у нас, что касается наказаний за нарушения на митингах, одна из самых низких планок среди западных стран. В Германии за подобные нарушения налагается штраф эквивалентов в 500 тысяч рублей, в Швейцарии – 4,5 млн рублей», - отметил он.
«Ответственность за нарушения на митингах в России находится в одном ряде с нарушением законодательства о рекламе, перевозке животных. Но безопасность граждан не должна находиться в этом же ряду», - добавил Сидякин.
Депутат заметил, что проект закона предусматривает введение нового вида наказания – общественных работ. «Общественные работы вводятся в качестве альтернативы административному аресту. Человек, который нарушает законодательство на митингах, хочет, чтобы под объективы камер его забрали в полицию. Он не должен становится в глазах Запада узником совести. Лучше дать ему в руки метлу и заставить убираться», - сказал Сидякин.
«Массовые мероприятия не должны превращаться в хаос. Нельзя превращать право на проведение массовых мероприятий в право на провокацию. Главная цель обсуждаемого проекта закона – обеспечение безопасности россиян», - заключил депутат.